Блог Людмилы Белых Flash-версия

Зеленая структура сада


Автор: Людмила Белых

Ландшафтный дизайн № 3-2011.

 

Структурные посадки организуют пространство, наполняя его объемами и являясь акцентами в саду как летом, так и зимой, и в первую очередь подчинены проектно-планировочному решению. Однако они могут быть не только скелетом или каркасом для растений, радующих в кратковременный период цветения или окраской листвы, но и вполне самостоятельными элементами дизайна.

 

Структурный или топиарный


К структурным посадкам традиционно относят как растения с хорошо развитой кроной, устойчивые в наших климатических условиях, так и формированные деревья и кустарники, живые стены и изгороди. Такие формы нередко именуют топиарными. И здесь хотелось бы задать вопрос: топиарные и структурные — это одно и то же или нет? Несмотря на то, что стрижка может иметь место в обоих случаях, сопоставив, стоит все же разделять эти понятия, поскольку, на наш взгляд, понятие структурных растений, бесспорно, более широкое, так как все топиарные формы можно отнести к структурным, но далеко не все структурные при этом являются топиарами.

Топиарное искусство как искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников с целью изменения их естественной формы недаром называют «орнаментальным садоводством». Возможности топиарной стрижки уже давно вышли за рамки дворцовой стилистики и сегодня варьируют от фигур птиц и зверей до геометрических и фантазийно-абстрактных форм. Топиары способны не только придать оригинальность и презентабельность саду, но и стать его визитной карточкой. Как узнаваемы примеры известных садов — фигуры птиц в Great Dixter или «тиссовый сад» в Packwood House.

Среди растений, используемых для стрижки, преобладают в основном вечнозеленые виды, и применительно к ним реально говорить в том числе и о климатической принадлежности, поскольку по характеру и сложности стрижки и фактуре поверхности можно судить и об их местообитании: мелкая фактура сложных форм – несомненная черта теплого климата.

В отношении структурных растений речь идет уже не о фигурной, а о формирующей стрижке с целью получения компактной или архитектурной формы кроны.

Кроме того, к структурным можно отнести не только формированные, но и имеющие естественную регулярную форму кроны (шаровидную, колонновидную, пирамидальную) сорта и виды, не только вечнозеленые, но и листопадные. Плотные кроны хвойных, шаровидные сорта клена, липы, ив поддерживают хорошо читающуюся форму и без стрижки. Объемы же структурных посадок из лиственных пород не менее выразительны в саду в течение всего года (за счет четкой плотной кроны и густого ветвления). Но, обладая выраженной сезонной изменчивостью, они вносят и дополнительные декоративные эффекты, что особенно актуально для поддержания максимально интересной картины сада в климате средней полосы.

 

Варианты зеленых структур


Кроме солитерных, групповых и аллейных посадок древесных, очевидно относящихся к зеленым структурам сада, особо хотелось бы остановиться на формированных кустарниках, выделив несколько возможных подходов. Массивы зеленых полусфер добавляют объема, эффектно выделяются в саду, вносят ритм, акцентируют садовые зоны и композиции, выразительно контрастируют с неструктурными декоративными посадками или могут играть роль самостоятельных зеленых скульптур. К полусферам можно отнести не только одиночные кронированные кустарники (бересклет крылатый, лох узколистный, ива пурпурная и  каспийская, спирея серая, чубушник венечный), но и добиться необходимого объема путем сближенной посадки нескольких экземпляров кустарников (кизильник блестящий, клен Гиннала, спирея Вангутта, дерен белый и д. кроваво-красный) с последующей стрижкой под одну крону — шаровидную или зонтичную. Благодаря сочетанию разных объемов из нескольких растений одного вида можно формировать удивительные по пластике «облакоподобные» композиции (пример — сад Тома Стюарда-Смитта на «Челси» прошлого года).

Интересный эффект создает сочетание зеленых объемов на контрасте размера и фактуры шаровидной формы кроны и высоты штамба растения (клена остролистного Globosum, липы, клена полевого, бересклета крылатого). Столь выразительную растительную геометрию разновысоких объемов можно назвать бесспорной доминантой сада и примером настоящей зеленой архитектуры.

Для малого садового пространства подойдут «плюшки» невысоких кустарников (например, сортов спиреи японской). Они с успехом помогут задать повторы, закрепить углы, заполнить «паузы» в мощении, многие из них (спирея березолистная, сирень Мейера, дерен отпрысковый Kelsey или калина обыкновенная Nana) и сами прекрасно поддерживают сферическую форму.

 

Живые изгороди


Зеленые стены, ленты бордюров и изгородей в саду разделяют, украшают, организуют, но кроме основной роли — зеленой границы и зонирования садового пространства, фактического или иллюзорного, -они играют и роль декоративную. Стены (из туи западной или ели обыкновенной, липы мелколистной и видов боярышника), интересно расположенные под углом, диагонально или перпендикулярно, могут, разбивая сад на зеленые комнаты, одновременно служить каркасом-вазой для декоративных композиций, организуя и подчеркивая их. Задача изгороди (из кизильника блестящего, барбариса Тунберга, смородины альпийской) — поддерживать четкость линий, рисунок планировки или контуры посадок. Но могут они прозвучать и абсолютно самостоятельным элементом зеленого декора в саду.

Интересные и разнообразные композиции можно получить при творческом подходе к созданию зеленых стен при сочетании нескольких пород растений разной высоты и пластики. Ступенчатые «зеленые амфитеатры» из многоуровневых изгородей нескольких пород выглядят весьма эффектно. Современные решения — заполнение пространства фрагментами зеленых изгородей (динамично, прямо или радиусно расположенных), задающих общую идею композиции, структуру среднего яруса сада и одновременно являющихся ширмами. Или использование кустарниковых бордюров для «садовых затей» — зеленых лабиринтов, элементов садового интерьера.

 

Дендропластика


Принцип создания живых изгородей -прием плотной посадки растений с последующим выравниванием стрижкой — можно применять гораздо шире.

Ничто не мешает нам высаживать не только ленты зеленых изгородей, но и кубы, плоскости, «плюшки», формируя из них как горизонтальные плоскости и геометрические объемы, так и криволинейные, фантазийные формы и композиции. Недаром сегодня мы говорим о применении дендропластики — искусстве создания рельефа и объемов из растений. В качестве примера можно привести оформление городских парков Шанхая в Китае. Потрясающие воображение композиции с использованием нескольких пород растений, отличающихся фактурой, цветом, размером, и нескольких приемов формирования объемов с постоянно сменяющейся темой. Это и растительная геометрия, продолжающая линии планировки и мощения, и разноуровневые живые изгороди, и чередование объемов и плоскостей, и сочетание плавных и резких линий, сфер и лент, дендропластики, геопластики и естественного рельефа. Различные соединения растительных форм и объемов дают потрясающие эффекты и практически бесчисленное число вариаций.

При формировании структурных посадок играет роль и фактор времени, так как есть некоторая разница между кронирующей обрезкой взрослых растений и формированием посадок из молодых саженцев по мере их роста.

 

Роль в дизайне


Использование структурных посадок никак не связано ни с размером, ни со стилистическим решением сада (отличны лишь приемы и пропорции) и будет уместно отнюдь не только в классических, но и в современных регулярных и природных садах. Четкие формы всегда эффектно контрастируют с рассыпчатой структурой, можно вспомнить и традиционные бордюры с пейзажным цветущим заполнением в классических английских садах или вставки структурных элементов в цветниках (формированных объемов из снежноягодника, кизильника, стефанандры Crispa) в садах современного бельгийского дизайнера Дины Диферме.

При создании элементов регулярности в природном окружении объемы структурных форм необыкновенно органичны и современны. Недаром регулярные структурные элементы колонны, диагональные изгороди, кубы, сферы — всегда можно встретить в природных злаковых садах. Контраст четких форм и живописного окружения — сочетание, которое можно назвать наиболее актуальным на сегодняшний день. Но без структурообразующих посадок сад вряд ли будет полноценным, ведь мы в первую очередь проектируем пространство, грамотно спланированное и эстетически насыщенное.