Блог Людмилы Белых Flash-версия

Душа сада: сад любительский и сад профессиональный.


Автор: Людмила Белых

Точка зрения

(Продолжая полемику)

Вестник цветовода №5-2009

Сад - это душа дома.

Луис Брраган.


Собственный сад - нескончаемый источник радости и вдохновения, каждый день, дарящий открытия и удивления. Только в своем саду, наблюдая за его жизнью, отмечаешь каждый нюанс, каждую новую краску; как меняются год за годом растения, как раскрываются первые, покрытые росой бутоны, как светятся травы в заходящем солнце...

Роль сада в нашей жизни огромна. В нем растут, получая свой первый эмоциональный опыт, дети. На фоне сада проходит жизнь семьи, а не редко и нескольких поколений и каждый уголок - это целая веха, рождающая воспоминания: "эту сосну сажал еще мой отец" , "ту яблоню мы посадили, когда родился внук ", "это любимые мамины пионы" ...

Вместе с садом растем и мы, семимильными шагами проходя путь от огородничества к садоводству, от первых плодовых саженцев по забору, первой клумбы перед домом, до собственно красивого Сада.

 

Но красивый сад не вырастает сам по себе, даже если в нем собраны все самые красивые растения. Если не решать вопросы эстетических соотношений между ними, то в лучшем случае сад так и останется лишь собранием отдельных красивых элементов, но не красивым садом. Не секрет, что красота сада заключается не столько в обширном наборе растений, и даже не в яркости красок, а в продуманности и изяществе решений (Е.В.Черняева).

Проблемы садоводческой культуры, безусловно, существует, что вполне объяснимо, опыт красивого земледелия еще приходит, не так давно газоны заменили картофельные плантации, а красота сада перестала лишь дополнять его полезность. Со временем мы стали рассматривать сад с позиции красоты, дополнив его внутреннюю гармонию гармонией эстетической. К правилам агротехники добавились знания законов прекрасного. Где здесь противоречие?

Почему не посадить кустарники не в линейку, а группами, что бы было живописнее и естественнее как в природе. Насколько гармоничнее за околицей выглядит пейзажная группа, нежели вычурная композиция из всех возможных декоративных крон. А сколько средств можно сэкономить, не тратясь на редкостные и не зимующие новинки. Зная, что хочешь, не теряться перед цветочной витриной. Соизмеряя счастье приобретения с общей задумкой, не пересаживать многократно.

Многое из того, что красиво, еще и функционально оправдано. В грамотно сделанном саду комфортно не только коллекциям, но и близким. Разве не заботой о близких, вынужденных в том числе обкашивать множество хаотично разбросанных по газону кустиков, продиктовано соблюдение принципа посадочного места?

 

 

Существует мнение, что сегодня лицо русского сада определяет не дизайнерский, а именно массовый любительский сад, со всеми своими радостями, удачами и ошибками.

Обсуждая разность подходов профессионального и любительского садоводства, отметим, что цель все же одна - гармоничный, уютный, красиво и грамотно выполненный сад. И хотя мысль о приоритете процесса или результата небезосновательна, утверждать, что любительский сад - это всегда только процесс, а желающие получить результат обращаются к профессионалам, было бы не верно. Потому как не все владельцы участков увлечены садоводством и соответственно хотят участвовать в процессе, так и не все любители увлечены коллекционированием. Нацеленность же на результат красивого сада садоводов-любителей, составляющих большинство слушателей всех ландшафтных курсов, очевидна.

 

Суть вечных противоречий заключена в двух принципах формирования сада: сад - коллекция и сад - композиция . Задачи у них, безусловно, разные. И все же насколько взаимоисключающи эти понятия, и нужно ли их однозначно противопоставлять. Конечно, далеко не каждый любительский сад - коллекция, да и настоящее, увлеченное, грамотное коллекционирование и собирательство всего, что нравится и хочется, пожалуй, так же разные вещи. Но, собирая красивые растения сложно не задуматься, как их красиво совместить. И грядка точно не единственный удел для коллекции. Почему коллекция любимых растений не может представлять гармоничную картину, будучи красиво поданной, в обрамлении грамотно подобранной свиты, выгодно оттеняющей изысканное собрание. Ведь растения раскрываются именно в продуманном соседстве (Пит Удольф).

Поэтому, полезнее не создавать комплексы у садовода-любителя не обладающего диковинами или коллекциями, а, давая знания о законах гармонии, пояснить, как сделать красивый сад из уже имеющихся растений. "А может ли сад быть красивым с минимальным набором неприхотливых растений? Конечно, да и даже скорее он будет хорош, но не из-за редких и дорогих цветов, а благодаря аккуратности и продуманности посадок ". (Черняева Е.В.)

 

 

Несколько странно говорить о монотонности немногочисленного ассортимента заказных садов в противовес динамизма и многообразия самодеятельного сада. Хотя ситуация пожалуй, увы, обратная, такого разнообразия интересных, в первую очередь древесных растений, массовый сад пока просто не может себе позволить по экономическим соображениям. Те же соображения и объясняют различный подход к ассортименту, с доминированием древесных растений в одном случае и травянистых в другом. Да, многолетники исторически ведущая тема любительских садов, и какие тонкие, лирические цветочные композиции в них встретишь. А практический опыт, знание ассортимента и новых сортов просто поражает, как и стремление к познанию , основ компоновки, стиля, цветовых сочетаний.

Веселый ситец наших цветников, впрочем, как и нежный шелк или роскошный гобелен , так же подчинены законам стилистики и гармонии, поэтому и узнаваемы.

А лиственные и хвойные растения, кстати, определяют не малоуходность , а сезонные эффекты и структуру сада. Редкий же цветок, как он не прекрасен, порадует душу, но сада, увы, не сделает.

 

 

В противопоставлении профессиональных и любительских садов нет смысла. Вкус, впрочем, как и его отсутствие, тоже может быть присущ обоим. Утверждать же при этом, что один сад бездушен, а другой от сердца , было бы слишком просто и поверхностно. Результат зависит главным образом не от того, создан ли сад по долгу службы или велению души, а от способностей создателя, его знаний, умения видеть и воплощать.

Лоуренс Джонсон, Сандра и Нори Поуп, Джуди Пирс, как и многие другие великие садоводы, создали лишь по одному саду - своему собственному, и их сады до сих пор остаются учебником для профессионалов.