Блог Людмилы Белых Flash-версия

Цветовые сценарии. Колористика цветника



Дом и сад №1 (70) '2013

Текст и фото: Людмила Белых, ландшафтный дизайнер

 

Цветники часто называют палитрой сада, это самый разнообразный и красочный его элемент. Лишь распустившийся цветок создает образ и настроение в цветочной композиции, делая ее драматичной или романтической, напряженной или воздушной.

 

Цвет воспринимается в первую очередь. Им можно «вытянуть», «собрать», придав цельность, даже не безупречную по композиции картину, но его непродуманное применение способно и разом перечеркнуть все труды.

Цветовосприятие во многом субъективно, в первую очередь в области предпочтений тех или иных оттенков или сочетаний, но есть и объективные законы прекрасного, позволяющие гармонизировать цветовые сочетания.

 

О правилах

Чаще всего композиции строятся на использовании либо определенной цветовой гаммы, либо определенного цветового сочетания.

 

Чем дробнее композиция цветника, тем важнее вопросы колористики. Чем меньше пятна цветущих растений, тем больше тяготеют друг к другу цвета, звучащие в один период, и тем продуманнее их нужно сочетать.

Вопросов колористики можно избежать при большой площади цветового пятна (то есть посадочного места) каждого растения, размер снимает значение цвета. А также в варианте последовательного цветения друг за другом крупных куртин многолетников. Словом, или большие цветовые пятна, или продуманное сочетание одномоментного цветения нескольких культур.

При всей важности цвета не стоит забывать о первичности структуры в композиции.

 

О цветоведении

Работа с цветом — творческая задача, требующая знания ассортимента и основ цветоведения. По теории цветового круга существуют группы основных и дополнительных цветов (объясняющих, в частности, смешение цветов и появление оттенков). Также в цветовом круге можно выделить теплую и холодную группы, с преобладанием желтого цвета в основе первых и синего — в основе вторых. Помня при этом (на примере оттенков зеленого цвета как их составного), что практически каждый цвет имеет теплые и холодные оттенки, например, алый и малиновый.

 

Конечно, каждый цвет имеет особенности и предпочтительные сочетания. Как не заблудиться в красочном море цветов и оттенков? На наш взгляд, проще идти от определенного цветового сочетания, так называемого цветового сценария, что позволит не ошибиться. Ведь вариантов цветовых сочетаний на самом деле не так много. При этом вариантов решения в рамках узкой задачи может быть бесконечное множество.

 

Контрастное сочетание

Контрастные композиции, яркие и эффектные, практически всегда удаются и запоминаются. Под цветовым контрастом мы понимаем сочетание теплой (желто-оранжевой) и холодной (сине-фиолетовой) гаммы цветов разной степени сложности. И это могут быть не только желто-синие пары, но и весь спектр оттенков теплого — от лимонно-желтого до золотистого и оранжевого, и холодного — от сине-голубого до фиолетового.

 

Фото 1. «Цветовая комната» в контрастной гамме.
Фото 2. Холодный фон котовника усиливает желтый аккорд лилейника.
Фото 3. Теплую гамму молочаев дополняют охристые тона злаков, контрастирующие с лиловыми оттенками цветущих гераней и шалфеев. Сад Уисли, дизайн Тома Стюарта-Смита.
Фото 4. Композиция, построенная на контрастно-нюансном сочетании форм и фиолетово-оранжевых оттенков. Бэрикорт, дизайн Пита Удольфа.
Фото 5. Диагональная композиция с повтором желто-сиреневых и серебристых тонов.
Фото 6. Тонкие переливы оттенков розового удивительно гармоничны в романтических цветниках с розами.

 

К контрастным мы отнесем и более сложное и изысканное взаимодействие разбеленных оранжево-лососевых и сиреневых тонов. Контрастные цвета недаром называют и взаимодополняющими, их оттенки усиливают звучание друг друга, создавая композиции необычайной эмоциональной силы. Чтобы не переборщить с контрастами, следует ограничивать их количество, размещая не более одной в поле зрения.

 

Нюансная гармония

Нюансные переходы в пределах тональных различий одного цвета или цветов одной гаммы изысканны и благородны.

К нюансной гармонии цветов чаще относят холодную гамму от красно-малиново-розовых до сиренево-лиловых тонов, выбирая любую ширину спектра.

 

Большое количество оттенков позволяет создавать самые разные по настроению цветочные композиции. В рамках холодно-нюансных сочетаний также можно варьировать оттенки разной светлоты и насыщенности. Например, всегда ностальгически-романтично воспринимаются цветники пастельных тонов в розово-голубой гамме.

С гармоничными сочетаниями невозможно переборщить, поэтому нюансный сценарий доминирует в цветочном дизайне.

 

Теплая гамма родственных цветов

Родственные или аналоговые переходы на сочетании нескольких соседних цветов спектра и их оттенков гармоничны как в радуге. У теплой гаммы огненно-ярких красок, включая группы от желтого и оранжевого до красно-терракотового, масса оттенков. Несмотря на ширину выбранного спектра, все они органично смотрятся вместе, создавая оптимистично-активное настроение. Именно в данном сценарии наиболее гармоничны тепло-алые оттенки красного цвета, который сложно сочетается с его холодными тонами.

 

Монохроматическая гамма

Композиции, выполненные в одной цветовой гамме, удивительно гармоничны. Построенные на тонких градациях одного цвета, они заставляют зрителя искать тонкие различия, включая как разнообразные оттенки цвета, так и их тональные отношения, которые светлее и темнее основного цвета (розовый-малиновый-бордовый).

 

Не забудем и об истинном смысле слова «сценарий». Цветовое решение цветочной композиции рождается как от задуманной темы будущего цветника, так и от образа-сценария сада, который и диктует выбор элементов, материалов и растений.

 

Фото 7. Масштабная композиция построена на последовательном цветении ограниченного количества высаженных крупными блоками многолетников и решена в холодной нюансной гамме оттенков разной светлоты и насыщенности, от светло-розовых (герани) до темно-пурпурных и фиолетовых (шалфей дубравный и кнаутия македонская). Повтор цветущих куртин и вставки злаков задают ритм в протяженной композиции. Июль. Сад Уисли.
Фото 8. Монохромный зеленый цветник на суммирующихся (зеленых, салатовых, сизо-голубых) оттенках листвы и цветущих видов (желтых, голубых, зеленоцветных) — одна из самых сложных и изысканных колористических задач. Риджентс-парк (Англия).
Фото 9. Тональный контраст от светло-розовых соцветий до насыщенно-пурпурных тонов листвы очитков и барбарисов придает драматизм и выразительность пурпурному миксбордеру. Поместье Тинтинхалл-Хаус (Англия).
Фото 10. Цветовое сочетание лососевых и сиреневых — пример менее резкого и более изысканного контраста теплых и холодных оттенков.
Фото 11. Композиция в теплых тонах оранжево-красных соцветий.
Фото 12. Холодные сиреневые краски чуть оттеняют огненно-оранжевые всполохи цветущих азалий.

 

#колористика_цветника
#дизайнцветников