Блог Людмилы Белых Flash-версия

Цветник непрерывного цветения


Автор: Людмила Белых

                                                                   

Опубликовано в "Вестнике цветовода", №21-2007

 

Смена цветовой гаммы в цветнике связана с сезонностью. Как поддержать цветовые эффекты на протяжении всего сезона, с ранней весны до поздней осени, то есть как создать цветник непрерывного цветения, рассказывает ландшафтный дизайнер Людмила БЕЛЫХ. 

 

 

Меня не смущает, что пик декоративности моего цветника - вторая половина лета. Конечно, протяжённый цветник в саду очень заметен, и это ко многому обязывает. Но в первую половину лета основные краски дают цветущие деревья и кустарники, ковры почвопокровных, растения пряного сада,  свежая зелень хвойных. Цветник, вторя саду, но не споря с ним, постепенно набирает силы и становится солистом ближе к середине лета. Но это вовсе не значит, что весной у него нет собственной партии.

 

Весна начинается с цветения мелколуковичных, тюльпанов  и баданов. Крокусы, сциллы и хионодоксы  вместе с зимнезёленой листвой баданов и щучек первыми оживляют линию цветника после схода снега.

 

Разросшиеся куртины нарцисса поэтического, высаженные на всём протяжении ещё на стадии закладки цветника, создают зелёную массу в период отрастания многолетников. И нарциссы, и прочие луковичные высажены между группами многолетников, которые, отрастая, перекрывают увядшую листву. Фоном для весенних красок моего цветника служит «белая стена» цветущей изгороди из спиреи средней.
Следующий аккорд - цветение группы из белых и розовых пионов с наперстянками и декоративными луками.  

 

 

 

Цвет июня – синий

В июне пик цветения композиций, построенных на контрасте. Трудно найти такое количество синих растений в другое время, поэтому главная роль отведена классическому сочетанию сине-фиолетового с жёлто-оранжевым. Контрастная композиция должна быть одна, поскольку она очень активна и притягивает к себе внимание. Другое дело, что в качестве партнеров могут выступать разные растения.

Начинает сибирский ирис, который цветёт одновременно с ранними жёлтыми лилейниками, позже эту пару дополнит фиолетовый колокольчик широколистный, эффектность которого подчеркнёт зацветающий вербейник точечный.


Затем наступит черёд синих, голубых и фиолетовых дельфиниумов  (и это самый пик контрастной композиции), к которым присоединяются просыпающиеся энотеры и астры альпийские, посаженные на переднем плане. Следом вступают герань луговая, лимонные и ярко-жёлтые лилии, флокс метельчатый 'Blue Paradise'. К середине лета, когда зацветают сиреневые монарды и флоксы на фоне листвы вейгелы 'Nana Variegata', контраст постепенно смягчается.

 

 

 

Малиновый июль

К июлю в моём цветнике начинают работать композиции в сближенной гамме. Например, холодная, серебристо-малиновая группа с акцентом из малиновой монарды, с пронзительно-пурпурными звездочками лихниса корончатого, выглядывающего из-за строгого серебристого бордюра анафалиса трёхжилкового.

Яркость малинового пятна низкорослого флокса метельчатого ‘Огни Москвы’ гасит облако гипсофилы метельчатой, а краснолистный молочай ‘Хамелеон’ добавляет контраста. На левом фланге цветника малиновую тему поддерживают однотонные группы из лилий, лабазника и астильбы. Окружающие цветы, дождавшись своей очереди цветения, добавляют всё новые оттенки.
Мне нравятся неброские нюансы, построенные по принципу «эха», т.е. отзвука основного цветового пятна в его окружении. Так, например, краснолистная гейхера ‘Palace Purple’ словно брызгами отражается в соцветиях кровохлёбки и лука шароголовчатого.

 

Время флоксов

 

Во второй половине лета фаворитами становятся флоксы - редко какое растение способно дать столь плотное цветовое пятно. Я предпочитаю в основном тёмные сорта: несколько раз повторенные на всём протяжении цветника, они образуют различные цветовые комбинации. В одном месте сиреневое пятно флоксов оттеняют розовые эхинацеи и серовато-розовые астранции, в другом - сиреневые оттенки нейтрализует фактурная зелень очитка видного и дополняют фиолетовые свечи иссопа.

 

Но главной композицией сезона можно считать группу с лилейниками, построенную в очень интересной для меня сиренево-абрикосовой цветовой гамме. Такие удивительные многолетники, как лилейники, позволяют создавать цветовую растяжку от кремово-абрикосового до сливово-бордового цвета. Акцентом служат пятна оранжевого и сиреневого цвета. Группа состоит из сортовых лилейников (не скажу, правда, что у меня много новомодных сортов), абрикосовых лилий, фиолетовых флоксов 'Игорь Тальков', кремовых и бордовых астильб, очитка видного 'Matrona', злаков. Мне интересна эта группа, хотя я не считаю её законченной и каждый год в ней что-то меняю.

 

Закат сезона

 

Буйство цвета угасает под колыхание злаков, которые как-то особенно заявляют о себе к концу лета. Именно злаки, посконники и очитки солируют в сентябре. Осенняя группа сохраняет свою стойкость, не обращая внимания на первые заморозки. Это голубые и розовые многолетние астры на заднем плане, обрамляющие цветущий мискантус с наконец-то вступившими в пору цветения анафалисом и очитком видным. Очитки просто удивительные по своей структуре растения - они выгодно выделяются своим неувядающим обликом на фоне пожелтевших соседей, создавая эффектные структурные блоки в цветнике. Надо сказать, что и с наступлением зимы структурные растения остаются украшением цветника. Несмотря на выпавший снег, всю зиму держится вейник 'Karl Foster', засохшие пуговицы монард и эхинацей, метёлки астильб и злаков.

 

 

 

 

Эта зимняя графика, напоминая о летней палитре сада, готовит нас к новому сезону, к новым открытиям и экспериментам. Ведь появляется много интересных растений и оригинальных сортов. Думаю, что нужно обновлять ассортимент, от чего-то отказываться, делая выбор в пользу новых растений. Только в своём цветнике можно постоянно искать, изменять, дополнять. И в этом, мне кажется, и состоит прелесть цветника, самого сложного, эффектного, непредсказуемого и мимолетного явления сада.

 

В заключение хочу напомнить о самом важном: цветовое пятно должно быть по возможности крупным. В чем, на мой взгляд, заключена разница между любителем и профессионалом? Любитель покупает «Одну вот такую хосту и еще одну вон ту, и вот еще этот сорт», а профессиональный дизайнер купит один сорт, но 15 штук сразу. То же самое правило должно работать и по отношению к цветнику в целом. Ошибкой будет сажать цветы одного сезона в разные места цветника, это не даст нужного результата, а приведет лишь к дробности цветника. Надо создавать сезонные композиции, группируя цветущие одновременно растения в крупные блоки. Конечно, при этом следует учитывать сомасштабность растений и цветника, соблюдать баланс объёмов.

 

Фото  и дизайн автора.