Блог Людмилы Белых Flash-версия

Челси 2010 - записки с выставки


Автор: Людмила Белых

На Челси лучше приходить к открытию, что бы успеть с фотосъемкой пока еще мягкий утренний свет, пока людей не так много. К обеду к садам уже  не протолкнуться, а сесть со стаканом  пимса можно разве что на траве.
В ожидании открытия, думаю, что в этом году опять повезло с погодой,  с надеждой гляжу на спасительные тучки, периодически закрывающие солнце,  вновь проверяю билеты - в продаже они закончились задолго до открытия.  Очередь, контроль безопасности, и - вперед! Что увидим на сей раз, что обойдет все журналы, будет упоминаться и цитироваться весь следующий год, а то и приводится в  качестве последнего аргумента: «это тенденции  Челси».

 Прежде всего можно констатировать, что "мода на кризис прошла" . Изобиле садов,  возвращение громких имен и  разнообразие.
Так номинация  "Внутренний дворик" (Courtyard Garden) в отличие от прошлого года, когда красной нитью проходила  "огородная" тема у милых и покосившихся домиков, в этом году разнообразна как никогда. Похожих садов просто нет - здесь и традиционная геометрия, и романтический гламур, и тропики. Жюри выбрало лучшим  The Two Moors Festival (что-то вроде "Фестиваль Музыки в землях Мур") - красивый  безмятежный сад с интересным цветочным дизайном подчеркивающим как бы связь музыки и сельского ландшафта.

Симпатии зрителей склонились к остроумному садику Welcome to Yorkshire's Rhubarb Crumble & Custard Garde,  название которого можно перести как "Заходите на йоркширский десерт", с чашей ревеня переполненной «заварным кремом» из седума вытекающим прямо на землю.

 
Мне же и вовсе понравился абсолютно формальный  A Centenary Garden for Captain R F Scott,  подкупивший  своим простым и одновременно виртуозным решением. Сад в духе эдвардианских садов (посвященный 100 летней годовщине полярной экспедиции в Антарктику) - современное прочтение классической топиарной композиции. Чистые линии и простота дизайна  круговой композиции, с точно расставленными (шаровидными и топиарными) объемами, в сочетании с высоким качеством материалов и узким набором цветов и элементов – все черты хорошего дизайна. И конечно необычное, очень сложное, «вязкое» колористическое решение - чернильных оттенков  офиопогона,  приправленных  изумрудной зеленью самшитов и салатовыми штрихами хедеры и пурпурных гейхер, на фоне сливового тона стены, оттененные сиреневой луков. При этом несколько искусно расставленные светлых мазков не дает композиции выглядеть излишне сумрачно и мрачно.  Классика лаконичная и изысканная.

Лучшим садом Челси (Best Show Garden) в этом году, как не трудно угадать, был снова  назван  сад, сделанный для The Daily Telegraph. Дизайнером  на сей раз был приглашен сам Энди Cтеджен.  Получился современный гравийный сад с зарослями  экзотических (средиземноморских, калифорнийских и мексиканских),  и местных растений, наполняющих его цветом. Стальные экраны,  прорезающие  пространство сада, направляют взгляд, создавая все время меняющееся картины.

 

 

 

 

 

 

 

Безусловно, не прошло  незамеченным и очень порадовать  многочисленных поклонников, и здесь я не оригинальна, возвращение  Тома Стюарта – Смита. Свои симпатии я безоговорочно отдала ему. Его  сад для The Laurent-Perrier Garden (Gold Show Garden) как обычно сдержан и элегантен. Сад одновременно романтичный и элегантный, каждый элемент в котором мастерски выверен по линиям, цвету, объемам. И конечно форма и линии в сочетании с изумительной работой с с растениями. Стиль  Стюарта-Смитта воплотился  в простой форме павильона из листа меди, вытянутом прямоугольном водоеме и топиарных сферических кустарниках, по форме напоминающих облака. Современная геометрия контрастирует с  естественной растительностью - березовой рощей с лесным весенним садом. Легкий ажур бело-зеленых зонтиков купыря, с хрустально-белыми астранциями, лимонно-зелеными молочаями и голубыми вкраплениями ирисов сибирских. Тонкая, неброская и невероятно изысканная цветовая гамма (возможно, самая актуальная на сегодняшний день). Ничего лишнего, все тонко, природно и просто.

Тема лесного белого сада как маяка надежды, воплощена дизайнером Робертом Майерсом  для The Cancer Research UK Garden (Gold Show Garden) , вдохновленным усилиями ученых, исследующих рака в Великобритании. Гранитная тропинка петляющая между стволов берез в окружении изумительно тонко подобранных белоцветущих растений  выходит к центральной террасе с бассейном, решенной в более ярких красках в окружении  структурных стриженых кубов, обрамленной по периметру галереей.

 

 

 

 

 

 

 

И вновь геометрия, смягченная растительностью. В  этом году, главенство растений просматривается  вполне отчетливой тенденцией как в модернистских, так и в классических композициях. По прежнему актуальна тема различных растительных сообществ, как природных луговых, тропической экзотики, так  и традиционных для Англии культур. Да и преобладающих цветовых гамм в этом году можно выделить как минимум три.

 

Недаром симпатии публики в номинации шоу садов склонились к традиционному  цветочному саду - The M&G Garden, воплощающему испытанные временем принципы классического английского садоводства. Простая планировка, обилие цветов и цвета в тонких сочетаниях, проходящая через сад пергола увитая розами, мягкие текстуры, все  использованные материалы  и растения только местного происхождения.

 

Растением выставки можно смело  назвать березу. Лаконичные стволы берез (это чаще береза полезная) идеально вписывающиеся в стильные композиции, на контрасте природных и искусственных материалов можно   встретить почти в каждом втором саду.  

Внимание к социальной тематике всегда выделяет композиции Челси, и хочется верить будет когда-то и нашей актуальной тенденцией. И в номинации "Городской сад" лучшим был выбран  "Неожиданный садовник"(The Unexpected Gardener  Джо Томпсона. Этот садик, одновременно функциональный и умиротворяющий, показывает, что ни возраст, ни ограниченные физические возможности  не являются препятствием для занятия садоводством. Лаконично решенные цветочные горшки, приподнятые над землей для удобства доступа к ним, уличный камин, фонтан и уголок для отдыха, прикрытый тенью от посаженных деревьев  сочетается с великолепным цветочным дизайном.

К радости многих, в этом году  вернулись австралийцы, работы которых отличаются мощной работой с пространством. Их стильный сад Trailfinders Australia Train Garden presented by Fleming"s  с динамичной диагональной планировкой, и вписанной  темой круга, одновременно очень функционален. Это пример использования современных материалов и технологий для создания невероятно комфортного и продуманного пространства для жизни.  

 

 

 

 

 

 

 


 

 

К обеду съемка почти закончена. Пробираться по алее садов все труднее: то один, то другой сад перекрыты- съемки БиБиСи. Протискиваюсь к краю ограждения, в саду люди. Зрители протягивают фотокамеры, и сотрудник съемочной группы поочередно снимает для каждого человека в саду. Поворачивается в  мою сторону, я мотаю головой «спасибо, не надо», на меня смотрят с удивлением. Уже отойдя, понимаю, "чем-то в саду"  был Алан Титчмарш!
Вокруг то и дело слышится восторженное «I like is»,  «This is beautiful!». Слух периодически выхватывает родную речь, русских много. Встречи с коллегами, ставшие уже традиционными, пришлись на первую половину дня. Теперь можно просто пройтись.


Хочется выделить два сада, которые отличает, прежде всего, интересное цветовое решение, возможно доминирующее над структурной составляющей.  Оба вышедших на первый план  колористических решения свежи и не банальны,  хотя и непростыми для воплощения.
Сад Foreign & Colonial Investments’Garden,  в номинации Show Garden, запомнился не только интересными скульптурными барельефами, но и необычным, неожиданным, «зрелым» колоритом, который голландские флористы  определили бы как «бабье лето». Еще некогда непривычная глазу комбинация оранжевых тюльпанов и эшольций,  с терракотовыми и фиолетовыми ирисами и оттенками фуксии, и вкраплениями темного пурпура, и освежающих голубых цветоносов, в сочетании с теплыми тонами садовой мебели выглядит очень неожиданно и сложно.


Цветовое решение в композиции сада The Waterless Water Garden (Urban Garden), решенному как сад на крыше,  создает очень оптимистичное и солнечное впечатление. Причем, не прибегая к желтому цвету. Сочетание сиренево-голубых ирисов, алого мака, сиреневой герани, разбавленное розоватым ирисом и двухцветных люпинов разбеленно- оранжевой гаммы, можно назвать новым, смелым, и почти «взрывоопасным». Оно совершенно самодостаточно и интересно так же тем, что ни один компонент из него нельзя убрать.

Наиболее спорными садами мне показались два, крайне разных и оба отличившихся.

Сад  "Место перемен" Placеs of Changе самый большой сад, который когда-либо был в Челси, в 590 квадратных метров. Он имеет очевидную социальную направленность: создан при участии  бездомных и бывших правонарушителей. Мораль очевидна: садоводство помогает  изменить  жизнь. к лучшему.  Сад, совмещая много различных зон, цветочные и съедобные посадки, элементы стен из пластиковых бутылок, ограждения из пустых канистр или выхлопных труб, не  оставляет ощущения целостности,  да и вторсырье в дизайне уже воспринимается чем-то ушедшим. 

 

Или вот "Знаток брилиантов" Ace of Diamonds,  между прочим, Девида Домони (после его визита в Москву мы особенно пристально следим за его работами), умеющего удивить публику. Сад побил все рекорды стоимости. По саду разложены настоящие драгоценные камни. Золото в отделке стен, переливающаяся дорожка с золотыми и серебряными ромбами, в виде цепи ожерелья, и венчающий его приподнятый ромб - патио в форме бриллианта. Все это гламурное великолепие чуть успокаивает яркая растительность в лилово-пурпурной и серебристой гамме, растения подбирались по принципу сходства с драгоценностями или, на крайний случай те, которые были названы в их честь. Конечно, гламур – это тоже эстетика. Но при этом скорее рекламно-эпатажная, чем способная тронуть душу.  

 

 

На центральной аллее идет торговля - неимоверная садовая индустрия сувениров, инструментов, аксессуаров, книг, да и просто милых мелочей и безделушек так или иначе связанных с садом. Кто как, я все  еще теряю голову в книжных развалах.
Гордо купив пару книг и челсинских насекомых на палочке, я  направяюсь к выходу. Думается до следующего года.

                                                                                                                                                      Лондон - Москва 2010