Блог Людмилы Белых Flash-версия

В единой гамме. Монохромный цветник



Колористика цветника.
Дом и сад №2 (71) '2013
 

Текст и фото: Людмила Белых, ландшафтный дизайнер

 

Цветники, выполненные в одной цветовой гамме, построенные на тонкой игре оттенков, — изысканный и гармоничный пример садовой классики. Сегодня монохромные композиции вновь переживают пик популярности: они встречаются не только в классических английских садах, где это традиция, но и в современных европейских и отечественных садах, и в мировых садовых шоу. А садовая колористика — одна из актуальных тем растительного дизайна.



Тема

Монохроматический сценарий — прекрасная тема для цветника, определяющая круг образов, связанных с ним (например, красный цвет рождает у нас ряд возможных образов, и наоборот, скажем, «закат» или «туман» будут вызывать вполне конкретную цветовую ассоциацию). И выбор цвета будет зависеть не только от окружения или личных пристрастий, но и от того образа или ассоциации, которые лежат в его основе. Цвет вместе с подбором ассортимента способен передать и определенную силу эмоционального звучания: например, цветовой накал или нежность.

 

Монохромный цветник — наиболее простая для воплощения цветовая история. В монохромной композиции главное — поддержать многообразие оттенков цвета в пределах выбранной гаммы в течение сезона путем подбора последовательно цветущих растений.

 

Диапазон

Всегда ли монохромный — это один цвет? Конечно, нет. Под монохромными композициями мы понимаем сочетание как близких цветов одной гаммы, так и оттенков одного цвета. Это и «цветовые растяжки» нескольких вариантов основного цвета разной светлоты и насыщенности, то есть с оттенками темнее и светлее основного тона, что дает довольно широкую палитру (на примере оранжевого — вариации от лососевого до терракотового).

 

Цветовой диапазон оттенков, безусловно, создает цветовое звучание гораздо большей глубины. А иногда, как, например, в «зеленых» цветниках, состоящих не только из собственно зеленоцветущих растений, но и холодно-желтых и голубых оттенков цветения и салатовой листвы, цвет и вовсе воспринимается суммарно, суммарно как зеленый.

 

По принципу контраста

Классические монохромные композиции имеют богатую историю, начинающуюся с английских бордеров, в задачу которых входила демонстрация многообразия оттенков одного цвета, обыгранного на контрасте форм и соцветий.

 

Второе дыхание они получили благодаря новому взгляду на монохромные цветники знаменитой английской садовницы Гертруды Джекилл, много занимавшейся теорией цвета. Ее новаторство заключалось в использовании в цветочных композициях приемов, характерных для живописи. Для усиления основного цвета она добавляла некоторое количество контрастных цветов. «Принцип монохромных композиций» с включением контрастных оттенков позволяет придать глубину и живописность основному цвету (всегда доминирующему над контрастными тонами), делая монохромную композицию сложней и богаче.

 

Фото 1. Пурпурный бордюр Виты Сэквилл-Вест в Сиссингхерсте произвел в свое время настоящую революцию необычностью цветового решения. «Закатное» сочетание пурпурных и фуксиевых оттенков, дополненных голубыми и розово-сиреневыми тонами, наиболее эффектно при утреннем и вечернем освещении.
Фото 2. Нюансные переливы всех сиренево-лиловых оттенков в сиреневом бордюре усадьбы Эскотт. Май.
Фото 3. Фрагмент «горячего» бордюра: теплые оттенки алых и густо-красных соцветий создают невероятно активное звучание.
Фото 4. Холодно-красная секция цветника-радуги в Lytes Cary Manor — пурпурно-розовая листва барбариса и розово-малиновые соцветия.
Фото 5. Ритм и тему монохромного бордюра в Тинтинхалл-Хаус задают пурпурная листва кустарников и россыпи цветущих многолетников.
Фото 6. Белая секция цветника в Lytes Cary Manor отделена изгородью от основной части радужного миксбордера. Бело-зеленую композицию дополняют голубые соцветия многолетников.

Более сложным вариантом монохромной композиции можно назвать цветник-радугу, состоящий из монохромных секций, переходящих одна в другую по принципу спектра. Обычно это протяженная композиция. Чтобы каждый блок одного цвета читался в течение сезона за счет сменяющихся растений, используют большое количество видов, и нередко для этого идут в ход и однолетники, и опоры с лианами, и культуры закрытого грунта.

 

 

 

Желтые цветники одни из наиболее распространенных. Огромный ассортимент растений и оттенков — от прохладных зелено-лимонных до огненных золотисто-оранжевых, которые хорошо сочетаются вместе, — дает большой диапазон вариаций. Введение контрастных сине-лиловых красок лишь усилит и обогатит «желтое» звучание.

 

Белая тема самая популярная из монохромных. Белый цвет, будучи ахроматическим, довольно сложно вписывается в цветные композиции, резко выделяясь и отвлекая от сложной игры оттенков, и гораздо органичнее в цветниках монохроматических. Тем не менее вся широта ассортимента белоцветущих растений позволяет создавать любые тематические композиции, подсвечивая белыми и вариегатными тонами цветников теневые сады, отвечая пастельными (бело-розово-голубыми) тонами нежно-романтическим запросам или контрастными сочетаниями с темными лилово-пурпурными вставками теме стильных белых композиций.

 

Фото 7. Гармоничное сочетание оттенков желтого — ванильного, лимонного и золотистого. Некоторое количество контрастно-синих соцветий лишь подчеркивает богатство основного тона.
Фото 8. Желтый тон ирисов подсвечивает сине-сиреневую композицию.
Фото 9. Желто-оранжевая секция цветника-радуги в Аптекарском огороде, построенного без включения контрастных цветов.
Фото 10. Фрагмент цветочной радуги в Хэмптон-Корте со сложным взаимодействием основных и дополнительных цветов.
Фото 11. Доминирующий розовый тон композиции дополнен оттенками холодной группы.
Фото 12. Белый сад усадьбы Сиссингхерст. Сочетание белого с серебристым — признанная классика.

 

Красный, пожалуй, самый сложный цвет в цветочном дизайне, он очень сложно смешивается со своими холодными оттенками. Красные недаром иногда зовут «горячими», они построены преимущественно на теплых алых оттенках цвета, которые сложно сочетаются с холодными тонами, и эти темы принято разделять. Да и из контрастных красок для красных композиций можно назвать лишь светлые оттенки зелени.

Холодные красно-малиновые краски, от розовых, фуксиевых, густо-малиновых до пурпурных, как и лилово-сиреневая гамма, поражают богатством вариантов и тонкими переходами цветов и оттенков, а нередко и прекрасно дополняют друг друга.

 

Но чем холоднее цвет, тем сложнее будет с нюансами. Холодные цвета априори беднее на оттенки, и чем холоднее цвет, тем менее явно они выражены и тем более важны оттеняющие их дополнительные и контрастные цвета.