Блог Людмилы Белых Flash-версия

Злаковый акцент


Автор: Людмила Белых, ландшафтный дизайнер

 "Дом и сад" № 5 (68) - 2012 

 

 

Грация, ажур, шелест трав, их отзывчивость на природные явления, изменчивость и многообразие совершенно незаменимы в садовых композициях. С приходом злаков в сад мы заговорили о появлении новой природной эстетики, об иных декоративных эффектах, новом ассортименте и принципах компоновки растений...

 

 

ПРИРОДНАЯ ЭСТЕТИКА

Сегодня травы уместны в композициях любого стиля, они поистине универсальны и всегда кстати в саду. 

Склоненные после дождя, колышущиеся на ветру, светящиеся на просвет в закатном солнце, окрашенные в осенние тона или подернутые первым инеем, они заставили нас обращать внимание на декоративные качества, отличные от пышного цветения.

Травы удивительно органичны, они незаменимы там, где нужен переход к природному окружению, например у околицы, и там, где необходимо имитировать естественную природную картину. 

Они неприхотливы, не требуют сложной агротехники и как нельзя лучше отвечают тенденциям экологичности и малоуходности. Злаки придают легкость и воздушность цветочным композициям. Своей мелкой фактурой они сбивают пафос некоторых растений. Окутывая россыпью ажурных соцветий растения с крупным цветком, дают новое звучание традиционным цветникам. Прекрасно смягчают своей нейтральной палево-охристой гаммой яркие краски. Замечательно контрастируют рассыпчатой фактурой со строгой геометрией или четкими объемами топиарных форм. И в то же время современны рядом со стеклом и металлом, вторя графичностью и лаконизмом эстетике минимализма.

Современные декоративные злаки недаром называют орнаментальными. Выраженной архитектоникой, графикой силуэта, оригинальными соцветиями травы великолепно организуют цветник, задавая структуру композиции.

 

 

 

1. Посадка на переднем плане композиции ковыля гигантского (у нас его заменит молиния тростниковая) позволяет разглядеть графику изящных цветоносов. Bury Court (Англия), дизайн Пита Удольфа.

2. Массивы мискантуса сахароцветного и блоки кустарников и травянистых многолетников задают структуру посадок. Сад «Печенеги» (Харьков), Марина и Владимир Крячко.

3. Поникающие травы в бордюре цветника с бусинами кровохлебки лекарственной и кнаутии македонской (у нас — ячмень гривастый).

4. Сад трав в Уисли построен на контрасте форм и размеров куртин.

5. Акцентные вставки высоких злаков придают динамику композиции. Сад Уисли, дизайн Тома Стюарта-Смита.

 


ЧТО И КАК САЖАТЬ


Сегодня травы уместны в композициях любого стиля, они поистине универсальны и всегда кстати в саду. 

Агрессивность — до сих пор фактор, вызывающий опасение, когда речь заходит о злаках. Просто раньше сажали не то, да и не так. Посаженные однажды (не так и не туда) вариегатный фалярис, элимус песчаный или мискантус сахароцветный могут надолго обеспечить заботами о прополке. Длиннокорневищные травы при их способности разрастаться требуют больших площадей при посадке и не подходят для маленьких цветочных композиций.

На что стоит поставить, дабы не прогадать? На устойчивые и гарантированно зимующие декоративные виды (и их сорта). Вейник остроцветковый (‘Karl Foerster’, ‘Overdam’), молинии голубая (‘Variegata’, ‘Moorhexe’, ‘Skyracer’, ‘Karl Foerster’) и тростниковая (‘Transparent’, ‘Karl Foerster’, ‘Fontane’), щучка дернистая (‘Bronzeschleir’, ‘Goldtau’, ‘Schottland’, ‘Ladywood Gold’), просо прутьевидное (‘Heavy Metall’, ‘Rotstrahlbusch’), спартина гребенчатая ‘Aureomarginata’, мискантус китайский (‘Gracillimus’, ‘Silberfeder’, ‘Malepartus’, ‘Kleine Fontaine’, ‘Morning Light’) не подведут. 

В наших условиях нельзя назвать устойчивыми кортадерию, чий, пеннисетум, императу или осоку бронзовую. 

Золотистые облака щучки, вертикали колосьев вейника, прозрачные молинии, серебристые метелки мискантусов сочетаются как между собой, так и с различными формами соцветий многолетников, создавая контраст со сферами и горизонталями и нюанс метелкам и вертикалям. Злаки выделяются в посадках формой и цветом, играя разные роли в композиции. При одиночной посадке они поддержат его структуру в качестве вертикального акцента, зададут ритм или повторы с блоками многолетников. Высокорослые травы с красивой графикой — молинии голубая и тростниковая, вейник, мискантус китайский ‘Gracillimus’ — лучше размещать в среднем ярусе цветника, чтобы их грациозный силуэт не перекрывался высокими соседями. Это создаст и акцент, и «завесу» перед растениями заднего плана. Среднерослые травы в цветнике скорее играют роль нейтральных растений, смягчающих формы и контрасты.

 

   

 

6. Зеленый цветник для полутени построен на игре формы, размера и текстуры крупной листвы, создающей выразительное сочетание объемов и оттенков зелени.

7. Неструктурный малолетник аквилегия гибридная в смешанной посадке со злаками украшает композицию весенним цветением между набирающими силу куртинами трав.

8. Структурная группа из пасконника пурпурного, вейника остроцветкового ‘Karl Foerster’ и очитка гибридного ‘Matrona’ «держит» осеннюю композицию, эффектно контрастируя с рассыпчатой кровохлебкой лекарственной.

9. Выразительная зеленая архитектура злакового сада тем не менее не исключает использование локальных цветовых пятен многолетников, декоративных элементов или инертных материалов. Сад Уисли.

10. Злаковый бордюр из структурных многолетников с интересным силуэтом и оригинальными соцветиями и декоративных трав, вписанных в разные ярусы композиции, вызывает ассоциации с ландшафтами прерий. Bury Court, дизайн Пита Удольфа.

11. Мискантус китайский в конце лета украшают изящные вееровидные соцветия.

12. Вейник остроцветковый ‘Karl Foerster’ всегда сохраняет вертикальное положение, выдерживая даже зимние снегопады.

 

 

Фото автора